У нас принято думать по общепринятому образцу европейской и российской истории, что во всех странах в феодальную эпоху всегда существовали сословия, т.е. наследственные группы с определенными правами, обязанностями и привилегиями.

Однако это не совсем так. В том же Китае, например, всегда существовали большие возможности для социальной мобильности. Никто особо не удивлялся если выходец из крестьянской семьи становился крупным чиновником. Такое было не то чтобы часто, но по-крайней мере не вызывало особого удивления.

В Корее все было иначе. Здесь, как и в Европе, и в России, до конца XIX века существовали сословия. Причем существовал жесткий принцип. Если человек унаследовал сословия отца, то подняться выше было очень тяжело.

Янбань
Юн-Вунг-Нил – янбань, корейский военный министр (слева) в своем доме играет в игру Го

Сословий основных всего было четыре

Высшее сословие – янбань. Ими в основном были дворяне, правящая элита, которые имели прямое влияние на страну, на ее политику и экономику.

Вторым было так называемое среднее сословие – чунгин. Следует учесть, что корейское среднее сословие не имело ничего общего со средним сословием Европы, где в средние времена так называли городскую буржуазию. Здесь же, в Корее, среднее сословие в XVII—XIX веках – просто неполноправное дворянство. Это были дети дворян, рожденные не главными женами, а наложницами. В те времена в Корее существовало многоженство, дворяне были очень богатыми и обычно имели по несколько жен, точнее по одной жене (жена всегда была одна) и по несколько наложниц.

Жена обычно происходила из дворянской семьи, наложницы были в основном простолюдинками или вообще крепостными. И поэтому дети, рожденные от таких браков полноправными, не становились, они получали частичное дворянство и ставились вот этими средними людьми.

Среднее сословие
Чунгины

Дворяне занимались государственной службой, военной и гражданской. А средние люди обычно становились техническими специалистами – врачами, переводчиками, учителями, счетоводами, т.е. интеллектуальный труд, но не общеуправленческий и соответственно менее престижный.

Читать еще:  Я люблю одежду, но она не должна плотно прилегать

Далее – третье сословие – янъин. Это сословие «добрых людей», т. е. лично свободных людей. В это сословие входили свободные крестьяне, как правило работавшие на своей земле или иногда арендовавшие ее у дворянина, или у другого крестьянина по богаче. Также сюда входили и ремесленники, которых было не очень много, но они были, а также торговцы.

Эти “добрые люди” в Корее не имели право занимать государственные должности, и не имели право служить на должностях в армии. Они платили налоги, но были свободными.

Крестьяне
Свободные люди

Четвертое сословие – это чхонмин – “подлый или дешевый люд”. Так назывались в Корее крепостные или социальные группы, которые были к ним приравнены. Например, к таким людям относились сапожники, мясники, или занимавшиеся обработкой шкур животных и т.д. это была специальная группа этого презренного люда. Они не считались формально крепостными, но их права были существенного ограниченны.

В презренному люду относились и профессиональные куртизанки, которые, кстати говоря, являлись самыми образованными женщинами старой Кореи. они могли и писать, и читать, знали хорошо литературу, играли на музыкальных инструментах.

Читайте также занятные факты о корейских куртизанках 

Но все-таки к четвертому сословию в основном относились крепостные как частные, так и государственные. В Корее существовало крепостное право и положение таких корейцев было очень сильно похоже на положение российских крепостных.

Чхонмин
Чхонмин

Их кстати было немало. Общая численность “подлого люда” составляла четверть всего население старой Кореи.

Но если говорить о структуре, то где-то в начале половины XIX века янбань – это примерно 10% населения, средний люд – еще несколько процентов, 20-25% – крепостные, а вот остлаьные – это янмины, т.е. лично свободные.

Читать еще:  Сначала было радио

Структура в общем обычная для большинства феодальных обществ.

Однако все это было до конца XIX века, когда сословные привилегии отменяют.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, оставьте ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь