Cамым крупным рыбохозяйственным предприятием до октябрьской революции было АО «Хива», только за один 1916 год оно добыло и переработало более 8 тысяч тонн рыбы. Об интенсивности освоения Арала* свидетельствуют следующие цифры. В 1913 году для промысла только в Аральском море частным лицам и организациям было выдано более 2600 билетов. Для сравнения, в 1925 году промысловые билеты получили всего 800 рыбаков. До революции им не отводились промысловые участки, поэтому рыбаки могли промышлять на любом участке моря. В нерестовый период промысел был запрещен. Кроме того, были установлены зоны, куда входили морские нерестилища, в которых лов рыбы был запрещен круглый год.
В советский период организацией рыбного промысла стали заниматься в начале 1920 годов, а в 1923 году была создана Аральская инспекция рыболовства. Спустя 2 года после перенесения столицы Казахстана в Кызылорду был образован Государственный Аральский рыбопромышленный трест КазУСНХ, которому была передана значительная часть промыслов на Арале. В том же году были разработаны правила рыболовства, по этим правилам с 1 апреля и до октября запрещался лов рыбы на всех озерах Арало-Сырдарьинского бассейна. Практически на озерах разрешался только подледный лов. Рыбаки-любители могли ловить рыбу бесплатно в любое время года не только удочками, но и неводом, и сетями, и инвентарями, но количество и размер сетей были ограничены. Позднее эти льготы были упразднены и любителям разрешали ловить удочками и спиннингами.
В советское время на Арале были созданы мощные рыбоприемные базы и перерабатывающие предприятия, а готовый улов в среднем превышал 40 тысяч тонн, но нередко доходил до 70.
В разные годы на Арале проводились эксперименты по акклиматизации других видов рыб. Первые опыты были проведены в 1927-1934 годах по акклиматизации Каспийского пузанка. В Аральское море было выпущено 1200 тысяч мальков пузанка, однако опыт оказался неудачным. Из-за несоответствия температурного режима эта рыба в Арале не прижилась.
Провальным оказался и первый опыт вселения в Арал каспийской севрюги, который проводился в то же время. Но в период с 1940 по 1952 год ученые вновь попробовали акклиматизировать севрюгу. В этот раз завезли не мальков, а взрослых рыбин и более 55 миллионов оплодотворенных икринок и личинок севрюги. В этот раз эксперимент удался. Севрюга прижилась в южной части моря, где у нее была хорошая кормовая база. Спустя 20 лет в сети рыбаков попадались полутораметровые рыбины.
В 1958 году были проведены эксперименты по акклиматизации еще одного вида осетра -щипа ярового, но результатов ученые, к сожалению, не дождались. Уровень моря начал падать, стал меняться температурный режим, и в этих условиях рыба не могла выжить.
В 50-х годах на Арале проводилась массовая акклиматизация других видов рыб. Удачно прижилась балтийская салака и вскоре расселилась на большинстве участков моря. Но зато не прижилась кефаль. Но акклиматизация кефали связана с курьезами. Дело в том, что ученые случайно вместе с молодью кефали завезли и выпустили в Арал мальков рыбы-иглы, атерины и различных видов бычков. Кефаль не прижилась, зато незваные гости прекрасно освоились на новом месте и с невиданной силой стали размножаться. И если атерина нанесла вред местным обитателям, так как конкурировала за корм, то бычки оказались большим подарком, потому что сами стали кормом и значительно увеличили кормовую базу Арала и создали условия для увеличения рыбных ресурсов. Кстати, сейчас, когда идет зарыбление Арала, можно было завести каспийских бычков, заранее позаботившись о расширении кормовой базы. На этом курьезе акклиматизация не закончилась. В 1961 году из Китая были завезены мальки белого и пестрого толстолобика, белого и черного амура. Ученые утверждают, что случайно среди них оказались и мальки змееголова. Вообще-то в случайности трудно поверить, так как мальки были получены из инкубатора рыбзавода. Эксперимент получился очень удачным, прижились все, в том числе и змееголов, который сейчас обитает во всех озерах и даже каналах. В первое время рыбаки боялись брать его в руки, так как голова этой рыбы очень похожа на змеиную. Пойманного змееголова не ели, а выбрасывали на берег, сейчас же его распробовали и на прилавках он не задерживается. Кстати, в восточных странах змееголов считается деликатесом.
Опыты по акклиматизации ценных пород рыб на Арале были бы продолжены, и сейчас Арал кормил бы страну черной икрой и осетриной, и знаменитый деликатесный усач был бы обычным на наших дастарханах, но случилась беда — море стало усыхать, и огромная плодотворная работа ученых погибла вместе с обитателями Арала. Выжила только азовская камбала, которая на последующие десятилетия стала единственной промысловой рыбой Арала.
Хочется надеяться, что высыхание Арала — это не гибель, а очередной цикл, определенный его природой. Эта надежда обоснована историей моря. Но и сидеть в ожидании полного возвращения Арала нельзя, так можно просидеть не один век. Президент страны принял беспрецедентное решение о сохранении северной казахстанской части Арала. Эта инициатива реализована, и малый Арал построен. Эта инициатива привела к улучшению климата, восстановлению пастбищ и значительному улучшению экологической ситуации в регионе. На малом Арале возродился рыбный промысел, и в рыбацкие поселки стали возвращаться рыбаки, казалось, навсегда покинувшие эти места. В поселке Бугунь снова открыт рыбоприемный пункт, оснащенный мощными холодильниками. В этом году здесь запланировано строительство рыбоперерабатывающего предприятия. Аральская рыба продается не только в Казахстане, но и в России, и в Европе. Сейчас в Малом Аральском море и в дельте реки Сырдарьи (протоках, каналах, паводковых озерах) сохранилось более 20 пород рыб. Среди них сазан, лещ, сом, судак, щука, вобла, карп зеркальный, змееголов, карась, жерех, усач, язь, чехонь, красноперка, окунь, пескарь, плотва, белый амур, толстолобик, шемая, камбала. Почти исчезли осетровые виды: белуга, севрюга, шип, лопатонос и другие. Но есть надежда, что Кызылординская область вернет со временем славу рыбного края.
Но все эти достижения – только первые шаги. В 2010 году начнется реализация второй очереди проекта РРССАМ, предусматривающей создание двухуровневого моря и системы опреснения вод Сарычаганакского залива и открытия там осетрового хозяйства. Будут восстановлены десятки тысяч гектаров озерных систем и многое другое. Кроме того, в этом году началась реализация программы по облесению сухого дна Аральского моря. Все эти государственные проекты и программы нацелены на восстановление экосистемы и улучшения экологии края.
Древний Арал не только наша боль, но и наша надежда. И эта надежда сбывается, а значит, жизнь Приаралья продолжается. А море? Море обязательно вернется.
- Арал