~ Значение «чере» и «череак»
Чонмё чере и Чонмё череак — это специальные термины, обозначающие обряд, а также музыку, песни и танцы, которые исполняются во время церемонии повиновения королевских предков эпохи Чосон, чьи поминальные таблички хранятся в храме Чонмё. Чонмё чере представляют собой торжественную церемонию, которая сопровождается величественной музыкой и танцами. Церемония совершается, чтобы восславить деяния королей, сообщить о них богам, и обратиться с молитвами о счастье и процветании для последующих поколений. Чонмё череак имеет статус ценного памятника корейской нематериальной культуры номер 1. Эта музыка для церемонии поминовения королей Чосона состоит из двух сюит:»Потхэпхён», состоящая из 11 частей, и «Чоньдэоп», которая включает 15 частей
Сюита » Потхэпхен», восхваляющая гражданские деяния королей, исполняется во время церемонии подношения первой ритуальной чаши чхохон. А героическая сюита Чонъдэоп, прославляющая воинские заслуги королей, исполняется во время подношения второй ахон и третьей чоньхон ритуальных чаш… Исторические хроники сообщают, что автором этих сюит был король Сечжон, который сочинил музыку в 1449 году на основе существовавших музыкальных тем. Сначала эта музыка исполнялась во дворце во время различных церемоний и банкетов. В 1463 году во время правления короля Сечжо была сделана аранжировка сюит » Потхэпён» и » Чоньдэоп» и с 1464 года они начали исполняться в Чонмё во время церемонии повиновения королевских предков.
«Потхэпён» и «Чоньдэоп» являются произведениями придворной ритуальной музыки, представляющей синтез музыки, пения и танца, которая исполняется определенным составом оркестра музыки аак (церемониальной и ритуальной музыки).
к оглавлению ↑~ Исполнение музыки
В соответствии с учением о двух противоположных началах ым (кит. Инь) и ян (кит. Янь) музыканты и танцоры делятся на две группы: тыньга и хонга. Оркестр тыньга располагается на каменной террасе ближе к храму, в котором хранятся поминальные таблички королей, а группа хонга размещается ниже террасы на прилегающей к ней территории. Начало, окончание мелодии и музыкальные построения сделаны по образцу церемониальной музыки аак, заимствованной из Китая, но основная мелодия, которая и составляет содержание музыки, была написана путем обработки корейской музыки, в частности, песен эпохи предыдущей династии Корё.
Музыканты и танцоры тынъга и хонга танцуют и исполняют музыку по очереди и различаются по составу инструментов. Оба состава музыкальных инструментов включают пхёнчжон (инструмент с 16-ю настроенными колокольчиками), пхенгён (инструмент типа литофона с 16-ю настроенными каменными пластинками), панхян (инструмент с настроенными металическими пластинками), тэгым(бамбуковая трубочка), танпхири (бамбуковая свирель), чангу (двусторонний барабан в форме песочных часов), чхук (деревянный инструмент, напоминающий ступу), пак(деревянная трещотка). Кроме того, тынъга включает ачжан (семиструнный смычковый инструмент) и чольго (барабан), в то время как в состав хонга входят тхэпхенсо (инструмент типа деревянного гобоя), хэгым (двухструнный смычковый инструмент), чинн (гонг) и чинго(барабан на подставке).
Музыка Чонмё череак с ее спокойными неторопливыми ритмами и мотивами напоминает музыку философскую, метафизическую и создает атмосферу торжественности и величественности. Специфические мелодии в исполнении таких корейских национальных инструментов, как тэгым, звучат медленно и торжественно, и периодически их украшают светлые звуки ударных пхёнчжона и пхенгёна. Танцующие также разделены на две группы Мунму (гражданские чиновники) и муму (военные чиновники). Первые танцуют под музыку «Потхэпхён», а вторые-«Чоньдэоп».
Исполнители мунму танцуют, держа в руках як (вид корейской флейты) или чок (флейта, сделанная из фазаньих перьев), а танцующие муму-деревянные меч и копье. Все танцоры стилизованными танцевальными движениями воспроизводят картину основания государства и династии Чосон.
Традиции Чонмё череак сохранились до наших дней благодаря таким государственным музыкальным учреждениям, как Чаньаквон (Музыкальная палата эпохи Чосон), Ли Ваньчжик Аакпу (музыкальное ведомство, существовавшее в период японского колониального господства) и современный государственный Центр корейской традиционной музыки и танца
Но Чонмё череак широко известно не только из-за своей музыки, но благодаря тому уникальному архитектурному сооружению Чонмё, в котором она исполняется. Главный зал Чоньчжон представляет собой сооружение простой конструкции, но с необычайно длинным фасадом, потому что внутри оно разделено на секции, каждая из которых предназначена для поминальной таблички одного короля. Все эти помещения похожи одно на другое и очень просты по форме. Таких отдельных секций всего 19. Несмотря на их простоту, все сооружения в целом имеет величественный и строгий вид. Необычайно широкая каменная терраса, которая простирается перед храмом, также создает атмосферу торжественности и спокойствия.
к оглавлению ↑~ Храм Чонмё
Первоначально храм Чонмё был построен с 7 секциями. Затем с западной стороны к зданию была добавлена пристройка Яньнёнчжон. Эта пристройка была предназначена для святилищ четырёх поколений предков первого короля, а также прямых потомков, которые не занимали престола. Для различения двух сооружений основное получило название Чоньчжон, означающее «официальный зал». Этот зал посвящен основателю династии Тхэчжо и его прямым потомкам, которые в период своего правления совершили великие дела. В Яньнёнчжоне четыре секции, посвященные предкам короля-основателя, находятся в центре сооружения, а секции потомков королей располагаются в хронологическом порядке в направлении с запада на восток.
Главный зал храма Чонмё
представляет собой одноэтажное деревянное строение, которое стоит на невысоком очень широком возвышении-террасе четырехугольной формы, получившей название Вольтэ («лунный пьедестал»). Каждая сторона Вольтэ составляет более 100 метров.
Во время церемонии вся терраса полностью заполняется людьми, в том числе музыкантами и танцорами, чья музыка и танцы сопровождают исполнение торжественного ритуала. Поверхность террасы покрыт грубо обработанными камнями прямоугольной формы. Камни сознательно оставлены с грубой поверхностью и уложены в неровные ряды, потому что в целом они придают Вольтэ «живой» вид естественной террасы.
Храм Чонмё и сегодня в его прежнем виде стоит в самом центре Сеула. Трудно поверить, что храм, который соседствует с современными многоэтажными зданиями, выросшими как лес в столице с более чем десяти миллионным населением, имеет историю, насчитывающую 600 лет. Удивительным представляется также тот факт, что, как и 600 лет назад, сегодня здесь совершается в том же виде поминальная церемония. Храм Чонмё, в котором хранятся поминальные таблички королей и королев династии Чосон, ЮНЕСКО в 1995 году включило в Список памятников мирового культурного наследия, а в 2001 году удостоила Чонмё череак звания «шедевра устного творчества и памятника нематериальной культуры человечества». Ежегодно в первое воскресенье мая в Чонмё проводится торжественная церемония, во время которой звучат музыка и музыкальные записи в исполнении артистов Государственного центра корейской традиционной музыки и танца.