Этот год был отмечен неожиданным всплеском политических обменов и экономических переговоров между Северной Кореей и Россией. В марте и апреле Пхеньян посетили Рустам Минниханов, президент республики Татарстан, Александр Галушка, российский министр по развитию Дальнего Востока, и Юрий Трутнев, российский вице-премьер.
В начале июня северокорейцы объявили о том, что отныне российские компании, работающие в Северной Корее, будут обладать большим количеством беспрецедентных привилегий. Россиянам будет позволено без ограничений использовать интернет, а визы им будут выдаваться по предельно упрощенной схеме. И, наконец, было объявлено, что транзакции между двумя странами будут осуществляться не в американских долларах, а в российских рублях.
Все перечисленные изменения указывают на то, что отношения между Москвой и Пхеньяном, которые в течение долгого времени ограничивались политическими обменами и символическими жестами, теперь, возможно, изменятся.
Не исключено, что Россия возвращается и присоединяется к тому, что можно назвать корейским вариантом современной Большой игры.
Политика широкой улыбки
Когда-то Россия (или, точнее, Советский Союз) была основным спонсором северокорейского государства. Хотя отношения между Москвой и Пхеньяном часто были напряженными и почти всегда оставались непростыми, до начала 1990-х годов советская помощь оставалась главной причиной того, что Северной Корее удавалось сводить концы с концами в области экономики.
После крушения коммунизма стратегические расчеты изменились, и образовавшаяся в то время Российская Федерация прекратила помощь. Торговый оборот сократился до одной десятой от прежнего уровня, и все произошло очень быстро. Подобные изменения стали причиной экономического коллапса в Северной Корее, поскольку экономика этой страны всегда была исключительно неэффективной и зависела от помощи извне.
Путин и Ким Чен Ир в Кремле
В 1990-е годы Россия заняла, скорее, прозападную позицию, и ее отношения с династией Кимов в Пхеньяне стали прохладными. Однако примерно с 2000-го года в этих отношениях стали наблюдаться признаки улучшения — не в последнюю очередь, из-за постоянно усиливавшихся антиамериканских тенденций в российской внешней политике. Следует отметить, что Владимир Путин стал первым в истории главой российского государства, посетившим Северную Корею (никто из генеральных секретарей коммунистической эпохи даже не думал об осуществлении подобной поездки).
Однако торговлю между двумя странами еще только предстоит восстановить. На самом деле ее объемы постоянно сокращались, и за последние десять лет ее показатели колебались вокруг отметки в 100 миллионов долларов. С точки зрения международной торговли, это, по сути, означает, что между этими двумя странами не существует значимых экономических обменов.
Подобное положение существенно отличается от быстро растущей торговли Северной Кореи с Китаем. В начале 2000-х годов китайское руководство, очевидно, приняло стратегическое решение об оказании помощи династии Кимов для выживания в долгосрочной перспективе. Поэтому китайские руководители начали субсидировать и поддерживать торговлю с Северной Кореей, а также предоставлять ей значительное количество помощи.
В середине 1990-х годов торговля Северной Кореи с Китаем примерно соответствовала торговле с Россией, а сегодня показатели торговли между Пекином и Пхеньяном находятся в районе 6,5 миллиарда долларов, что больше объема торговли Москвы и Пхеньяна примерно в 60 раз.
В поисках дополнительных спонсоров
Поэтому дипломатия Северной Кореи оказалась весьма успешной в том, что касается оказания давления для получения прямой и косвенной помощи со стороны Китая. В настоящее время Китай контролирует около трех четвертей северокорейской внешней торговли. Кроме того, Китай занимает ведущее место в области предоставления гуманитарной помощи Пхеньяну, намного опережая по этому показателю другие страны.
Подобная ситуация с тревогой воспринимается элитой Северной Кореи. Ее представители всегда проявляли осторожность — они старались не складывать все яйца в одну корзину и предпочитали иметь, по крайней мере, двух спонсоров из числа великих держав (предпочтительно соперничающих друг с другом). Цель состояла в том, чтобы получить максимальное количество помощи, не попадая под чье-либо слишком большое влияние. Нынешняя зависимость страны от Китая всегда воспринималась с озабоченностью в Пхеньяне, и северокорейские лидеры постоянно хотели исправить ситуацию.
В период с 2005 по 2006 год руководство Северной Кореи начало высказывать свое недовольство по поводу исключительного положения китайской экономики в торговле Северной Кореи. Чиновники Северной Кореи получили секретное указания, в которых содержалось предостережение относительно установления слишком близких отношений с Китаем и китайцами. Северокорейская пресса также начала намекать на тот факт, что в стране активно действуют китайские шпионы.
Поэтому дипломаты Северной Кореи стали усиленно искать других возможных экономических партнеров. Они хотят найти такую страну, которая была бы готова субсидировать торговлю с Северной Кореей и, кроме того, находились бы на достаточной большом расстоянии от Китая.
Россия меняет курс
Руководство Северной Кореи смотрит в сторону России с определенной долей надежды — по крайней мере, с начала 2000-х годов. В последнее время освещение российских событий в официальных средствах массовой информации стало заметно позитивным — в отличие от 1990-х годов, когда корейская пресса была переполнена ужасными историями о хаосе и страданиях российского народа. Ее тон изменился около 2000-го года, и политика Путина представляется весьма позитивно средствами массовой информации Северной Кореи. Ее жители почти безоговорочно приветствовали недавнюю аннексию Россией полуострова Крым.
Однако в течение долгого времени российское руководство не обращало внимание на проводимую Пхеньяном харизматическую кампанию. Несмотря на некоторые дипломатические жесты символического характера, российское руководство проявляло мало интереса к вопросу о перспективах субсидирования торговли с Северной Кореей — а без такого рода субсидий существует мало совместимости между экономиками двух стран.
С конца 1990-х годов ведутся разговоры о строительстве транскорейской железной дороги для связи российских железных дорог с Южной Кореей, что способствовало бы интенсификации экономического взаимодействия Москвы и Сеула. Еще одним проектом такого рода является газопровод, который также мог бы пройти по территории Северной Кореи и обеспечил бы возможность поставок природного газа в Южную Корею. Однако ни по одному из указанных проектов не было почти никакого движения. Причина очевидна: необходимы слишком большие инвестиции, если принимать во внимание политические риски.
До последнего времени Россия оставалась относительно пассивным наблюдателем на корейском полуострове. Ситуация начала меняться с началом кризиса на Украине — он стал причиной драматического увеличения негативных элементов в отношениях между Россией и Западом. В новой ситуации российское руководство, судя по всему, демонстрирует больше склонности поддерживать самые разные антизападные силы по всему миру.
Цель, вероятно, состоит в создании всемирного анти гегемонистского фронта. Помимо идеологии, существуют, вероятно, весомые геополитические причины для подобной стратегии, которая может помочь отвлечь ресурсы Соединенных Штатов, а также усилить переговорные позиции Москвы в отношениях с Вашингтоном. В этом состоит причина того, почему ухудшение отношений с Западом очень точно совпало по времени с беспрецедентным бумом в экономических отношениях между Москвой и Пхеньяном.
Неопределенные перспективы
Пока нет особых оснований сомневаться в том, что Москва и Пхеньян хотели бы улучшить свои торговые отношения. Недавно Галушка сказал, что обе стороны намерены к 2020 году довести объем торговли до 1 миллиарда долларов. Если это будет сделано, то Россия станет всего лишь второстепенным игроком во внешней торговле Северной Кореи — поскольку ее доля составит всего одну шестую от объема китайско-северокорейской торговли. Но есть ли шансы добиться подобного результата?
Тот факт, что в течение длительного периода торговля между Россией и Северной Кореей практически отсутствовала, ни в коей мере нельзя назвать случайностью. Российские компании проявляют мало интереса к тому, что может предложить Пхеньян. С другой стороны, у Северной Кореи нет денег для того, чтобы платить рыночные цены за российский импорт.
В настоящее время обсуждается достаточно большое количество совместных проектов, которые в основном имеют отношение к развитию транспортной инфраструктуры и к минеральным ресурсам. Однако подобные проекты могут быть жизнеспособны только в том случае, если российское правительство будет готово использовать свои средства для субсидирования подобных инициатив. Однако поддержка может быть и довольно непрямой во своей природе — так, например, речь может идти об обещании оказания политического содействия или об особом отношении к тем русским, которые согласятся пойти на риск и будут инвестировать свои средства в ненадежную северокорейскую экономику.
С учетом размеров российской экономики все это не будет слишком обременительным в относительных величинах. Тем не менее еще не ясно, есть ли у российского руководства желание поддерживать в долгосрочном плане такого рода обмены с Северной Кореей.
Андрей Ланьков — профессор кафедры по изучению Кореи Университета Кунмин (Kookmin University) в Сеуле. Автор книги «Реальная Северная Корея: Жизнь и политика в несостоявшейся сталинистской утопии» (The Real North Korea: Life and Politics in the Failed Stalinist Utopia).