В Южной Корее в 90-е года был такой анекдот, который звучал так:
«Что сделали бы сотрудники могучих чеболей, если они столкнулись с огромным медведем?
Сотрудники из Hyundai избили бы медведя до смерти без колебаний. Люди из Daewoo стали бы ждать команды от своего председателя. Samsung проведет сначала совещание, чтобы обсудить свои действия, перед встречей с медведем. А сотрудники LG, подождали бы ответа Samsung и сделали бы точно так же.»
Подобные шутки существуют и сегодня, и это только показывает насколько чеболи проникли в сознание людей. Хотя Daewoo сейчас уже не существует, другие корпорации до сих пор процветают в стране, которая на сегодняшний день занимает 11 место в мире по ВВП. Самые большие из них это Hyundai, SK Group и многолетние конкуренты Samsung и LG.
Чеболи сыграли огромную роль в вытягивании страны из нищеты после Корейской войны. При этом многие из них известны всем на сегодняшний день и везде куда бы вы ни поехали можно увидеть их рекламу. Кто не слышал об автомобилях Hyundai, смартфонах Samsung и о стиральных машинах LG? Во всем мире интерес к этим корпорациям велик.
Крупная корпорация или чеболь — во многом являлась, да и сейчас является, двигателем корейского экономического успеха.
к оглавлению ↑~ Денежный мешок
Чеболь переводится как «богатый или денежный клан». В южнокорейской культуре под этим словом понимают династию, которая ответственна за большую часть экономики, а их председатели знамениты, у всех на виду.
Ключевые организаторские посты в пределах корпорации почти всегда даются родственникам председателя. Например, действующий генеральный директор LG Electronics, Ку Бон Джун, является младшим братом председателя ее родительской LG Group, Ку Бон Му.
Мало того, что корпорации должны быть семейными, чтобы считаться истинным чеболь, ключевая особенность заключается в том, что они с самого начала предполагались как крупные и многопрофильные, т.е. типичная корейская корпорация занимается всем, она и электронику делает и хлеб печет, и гостиничный бизнес имеет. Кроме разве что СМИ, банковских и туристических услуг, этими направлениями им нельзя заниматься.
Например, Samsung Group, самый большой чеболь Южной Кореи, известен своим ведущим филиалом, Samsung Electronics — изготовителем различной электроники, телевизоров и смартфонов. Однако мало кто знает, что они еще управляют роскошным отелем, а еще являются крупнейшими в мире строителями кораблей и занимаются страхованием жизни.
«Очень трудно найти подобные аналоги за границей Южной Кореи сегодня», заметил Пак Сан Ин, преподаватель из Сеульского университета. «В англоязычных странах действительно нет таких бизнес-групп, которые владеют своими филиалами на 100 процентов. В Европе собственность и управление обычно строго делится. С другой стороны, в чеболе всем управляет единственный, всесильный председатель, который действует и как менеджер и как фактический владелец всего предприятия, что представляет собой некоторую опасность».
к оглавлению ↑~ Окунемся в историю
Нужно сразу сказать, что исторические корни большинства теперешних чеболь не так уж и велики. Как правило, многие из этих фирм были основаны в 20-30-е годы прошлого столетия. То есть в те времена, когда Корея была японской колонией, но за некоторым исключением все эти фирмы крупными не были.
Дело в том, что в колониальные времена корейцам, вообще практически невозможно было создать настоящую крупную фирму. Хотя, конечно же, японцы прямо не запрещали возникновению корейских предпринимателей, но достаточно жестко ее ограничивали.
Однако несмотря на это в те года и возникают первые фирмы. Например, Samsung, одна из крупнейших и наиболее удачливых корпорация Кореи.
Samsung появилась в 30-е годы, которая занималась сначала производством сахара, а потом экспортно-импортными операциями. Следует отметить, что фирма возникла в провинции и штаб-квартира ее была перенесена в Сеул уже после обретения независимости в 1945 году. В это же время возникла и LG, а Hyundai появилась чуть позже — в 45-46 годах, как небольшая строительная фирма фактически это была обычная строительная бригада рабочих.
Итак, некоторые небольшие фирмы, уцелевшие в годы хаоса и экономической смуты, которая случилась в конце 40-х годов, начале 50-х, стали расти быстрыми темпами. Некоторые сразу преуспели.
к оглавлению ↑~ Приход Пак Чон Хи
В начале 60-х случилась очень важная история, в мае 1961 года в Республике Корея произошел военный переворот, по итогам которого к власти пришел генерал Пак Чон Хи.
Одни считают этого человека диктатором, другие отцом корейского экономического чуда. Оба тезиса в принципе справедливы.
Главную задачу, которую поставил перед собой Пак Чон Хи — поднять страну, которая в те времена входила в ТОП беднейших стран всего мира. Тогда годовой доход на душу населения составлял всего 72 доллара, в то время как в США он составлял более двух с половиной тысячи долларов.
Хотя это было нелегко, но это, как теперь известно у него получилось. Хотя, конечно, подъем экономики, который тогда составлял 25% в год, и потом доходил до 45%, это не только заслуга Пак Чон Хи, но и всего корейского народа.
Отметим, что Samsung и LG процветали уже и до прихода Пака, и были среди лучших десяти компаний в Южной Корее, и эта пара бывало препятствовала инициативам правительства. Причина была и в личной неприязни
К примеру, основатель Samsung Ли Бёнчхоль и Пак Чон Хи не переносили друг друга. Ли, который был старше, чем президент страны (старшинство, является и сейчас очень важным в корейской культуре), думал о Паке как о выскочке, необразованном головорезе. С другой стороны, Пак думал о Ли как о человеке, родившемся с золотой ложкой во рту.
Когда Пак Чон Хи пришел к власти, он стал думать, как же развивать экономику где нет ничего, ни полезных ископаемых, ни промышленности, которое практически все осталось в Северной Корее. Очевидный ответ был — экспорт. Но тогдашние фирмы были мелкими, и они не могли выйти на международный рынок. Тогда Пак выбрал некоторое количество фирм, которые в те времени были чуть выше средних, дал им привилегии, государственные гарантии, на условиях, что они будут развивать экспортное производство.
Сначала это была легкая промышленность, потом поставка строительных услуг, а уже в 70-е года тяжелая промышленность.
Условия были просты — фирма получает привилегии, гос. гарантии. С другой же стороны, фирма делает то, что от нее требует правительство, и развивает те отрасли, на которое оно дает добро.
И вот создаются фирмы олигархами, которые подразумевалось, что они будут работать на правительство, и они там и останутся навсегда. То есть эти олигархи, их дети проживают в Республики Корея, они и сейчас здесь проживают, и уезжать не собираются, в отличие от некоторых других стран (мы сами понимаем о каких странах идет речь). И практически вся их собственность у них находится здесь же.
Государственная политика также внесла новую кровь — наиболее известной является Hyundai, которая в то время была посредственной строительной фирмой, но стала сильнейшим чеболь во время президентства Пака. У знаменитого основателя Hyundai Чон Чжу Ёна, сына крестьянина и исключенного из начальной школы, был сильный дух, что как считал Пак, был необходим в Южной Корее. Харизматический Чон заключил грандиозные контракты и показал подвиги, которые считали невозможными. С поддержкой Пака Hyundai построил 400 километровую скоростную автомагистраль Gyeongbu, которая соединила столицу Сеул со вторым городом Южной Кореи Пусаном меньше чем за два с половиной года.
Испытывая недостаток в традиционной индустрии развлечений, председатели и основатели чеболь стали знаменитостями и героями для тихой развивающейся страны. Постоянные сплетни ходили вокруг них, что председатели сделали или не сделали. Самовозвеличение и публичность были смешаны с реальными успехами, философии председателей просочилась вплоть до их сотрудников. Сотрудники Hyundai стали известны за их подход к делу «сначала стрелять, думать позже»; их девиз был таким, если он не работает, заставьте его работать. Samsung развил другую репутацию — рассмотреть каждый возможный вариант прежде, чем сделать выбор. Два чеболя считают полярными противоположностями даже сегодня.
Стратегия Пак Чон Хи получила широкую поддержку со стороны народа. Многие смотрели на увеличение богатства Южной Кореи с гордостью, и работать на чеболь значило, словно это вклад в национальное дело. Их успех — был успехом всей страны. Настроения с тех пор уменьшились, но история все еще имеет сильную нить, тем не менее. В 1996 году ВВП страны на душу достиг 10315 долларов.
к оглавлению ↑~ Трансформация чуда
Самым большим сигналом к переменам был азиатский финансовый кризис в 1997 году, который был тревожным звонком для чеболей и экономики Южной Кореи. Точная причина кризиса остается спорной: иностранная пресса обвинила корпорации, которые занимались расширением в несвязанных сферах бизнеса без надлежащего обоснования, а их структура перекрестного субсидирования, помешала им закрыть убыточные предприятия. Обвиняли также корейские банки предоставлявшие непроверенные кредиты чеболям. Местная же пресса, следуя совершенно иной логике, обвинила иностранные финансовые институты в спекуляции.
Корейская вона обесценивается в два раза в 1997 году — и могущественный чеболь Daewoo «утонул». Тогда 3500 компаний каждый месяц банкротились. Чеболи составили большинство этих чисел.
И вот тогда правительство приступило к ликвидации убыточных предприятий. Это положило начало «большой сделке» в Южной Корее, когда всем корпорациям была дано указание продать свои непрофильные предприятия другим. Чеболи сначала отказывались, но после продолжающегося давления, в конце концов, согласились. LG пришлось продать свой полупроводниковый бизнес, а Samsung продала свой автомобильный бизнес. Кризис утих, когда бедствие распространилось на другие страны, а США снизило процентную ставку.
Еще до кризиса, корпорации призывали к изменению: несмотря на их размер, рентабельность была крайне низкой по сравнению со своими коллегами в США и Европе. Чеболи приступили к снижению их расходов, и проданы несвязанных бизнеса.
Азиатский финансовый кризис был своего рода стресс-тестом для чеболей. Из 30 лучших корейских корпораций, 16 обанкротились. Те, кто бездумно диверсифицированы свой бизнес исчезли.
Однако не смотря на все проблемы чеболи сих пор пользуются поддержкой многих людей, которые считают, что именно они стали основой корейского экономического чуда.