«Плодородные поля раскинулись по берегам реки. Настроение у людей хорошее, мораль крепка. Старики довольны, а молодежь – послушна. Крестьяне усердно трудятся, как и их жены. В этих краях люди всегда были счастливы».
~ Крепость Чинджусон
Так писал о своих родных местах, о Чинджу (Чинчжу), высокопоставленный чиновник по имени Ха Рюн, который жил на рубеже XIV и XV веков, в эпоху смены правящих корейских династий, когда ушло в историю государство Корё, а на его месте возникло государство Чосон. С тех давних пор многое изменилось в Корее, но рисовые поля среди невысоких холмов вдоль реки – это осталось, их и сейчас можно наблюдать в Чинджу. И не только их. Есть и другие исторические памятники. Река, о которой идет речь, называется Намган. Если плыть на ней на лодке в сторону города или просто ехать по берегу, то можно увидеть еще одну местную достопримечательность – старинную крепость с одноименным названием Чинчжусон, ее южную стену. В далеком XVI веке здесь состоялись одни из самых важных сражений корейско-японской войны.
«В прошлом крепость Чинджусон была земляной. Она существовала еще в эпоху Трех государств. Во времена государства Корё в связи с частым нападением морских разбойников из Японии были сооружены каменные стены. Здесь произошли несколько больших сражений корейско-японской войны, начавшейся в 1592 году. В результате одного из них погибли около 70 тысяч местных жителей. Это историческое место, где живы духи наших предков».
Во время той войны в районе Чинджу было два крупных сражения. Одно из них случилось как раз в районе крепости в октябре 1592 года и продолжалось 6 дней. Корейский генерал по имени Ким Си Мин возглавил примерно 3800 солдат, и ему пришлось сражаться с 20-тысячным японским войском. Но он победил. Это сражение в Корее теперь называют одной из трех главных битв той войны.
к оглавлению ↑~ Павильон Чхоксонну
«Благородная ярость сильнее веры. Пламенная страсть сильнее любви. Бурные волны синее васильков, а горячее сердце краснее мака». Так писал в одном из своих стихотворений поэт по имени Пён Ён Но. И эти слова высечены в камне у ворот крепости Чинджусон. Здесь же над водами реки Намган величественно возвышается большой деревянный павильон под названием Чхоксонну.
«Эта постройка, одновременно и крупная по размеру, и скромная по оформлению, называется Чхоксонну. Название это примерно переводится как «Павильон на большом камне», и он действительно стоит на каменной скале. Другое название этого павильона – Намчандэ, то есть «Южный командный пост», и оно показывает, что его во время войны использовали военачальники. В мирное же время в этом павильоне нередко собирались поэты из разных уголков страны, чтобы сочинять стихи, читать их вслух и просто приятно проводить время. Наконец, павильон Чхоксонну использовался и в качестве экзаменационного зала на предварительных испытаниях перед государственными экзаменами на занятие различных должностей, которые проходили в Сеуле. В общем, можно сказать, что Чхоксанну в мирное время был средоточием местной культурной жизни.
«Вид отсюда открывается совершенно изумительный. В прошлом говорили, что Пхеньян – самое красивое место в Корее, а в Чинджу больше всего удовольствия получаешь от поэзии и от природы. Этот павильон известен как один самых красивых в стране».
к оглавлению ↑~ Девушка — героиня
Рядом с павильоном Чхоксонну есть небольшое святилище под названием Ыйгиса, где имеется портрет и памятная табличка в честь девушки по имени Нонгэ. Нонгэ по роду занятий была кисэн – ей полагалось присутствовать при развлечениях мужчин и увеселять собравшихся. Через год после первого сражения под Чинджу японские солдаты снова вторглись в город и завязалась новая схватка. Рассказывают, что Нонгэ ценой своей жизни убила японского генерала очень необычным способом – заманив его в свои объятия, из которых генералу так и не удалось вырваться.
Святили Ыйгиса было построено в XVIII веке по указу короля Ёнчжо в память о геройском поступке Нонгэ. Интересно, что это единственное святилище, построенное в государстве Чосон, которое увековечивает память женщины. Обычно такие памятники ставились мужчинам, так как женщин в конфуцианской Корее вообще как-то всерьез не воспринимали. Впрочем, оставляя в стороне взаимоотношения полов, скажем только, что тот факт, что одно и только такое святилище – в честь женщины – существует, лишь подчеркивает высокую оценку подвигу Нонгэ в глазах соотечественников.
Первую битву за крепость Чинчжусон корейцы выиграли. Но во второй потерпели поражение. В Чинчжу тогда было около 60 тысяч жителей, а в японской армии солдат насчитывалось в два раза больше. Когда японцы покорили крепость они, естественно, принялись праздновать победу, а их начальники устроили пир в павильоне Чхоксонну. Тогда-то всё и произошло. Нонгэ была на этом пиру, и ей удалось заманить японского генерала на край скалы. На каждом пальце у нее было по кольцу, и когда она обняла генерала, то он уже не смог разжать ее объятий, потому что кольца сцепились, как замок. Так они вместе упали со скалы и погибли. Символическое изображение этих колец теперь можно видеть на главном мосту через реку Намган в черте города Чинчжу.
«Если пойти от Чхоксонну к Ыйгиса и спуститься вниз по крутым ступенькам, вы попадете на ту самую скалу, с которой Нонгэ бросилась вниз, сжав в своих объятиях японского генерала. Эта скала называется Ыйам».
Ыйам – это большой камень, который чуть-чуть отстоит от берега – там, где к нему спускается скала, на которой стоит павильон Чхоксонну. На этот камень легко можно перепрыгнуть. Но на нем, конечно, надо быть осторожным, чтобы не упасть в воду. Говорят, что раньше этот камень называли Виам, что значит «Опасный камень». Но после подвига Нонгэ его стали называть Ыйам, то есть «праведный камень». Рядом с этим местом сооружен монумент, прославляющий подвиг Нонгэ.
«Надпись на этом памятники повествует о Нонгэ, которая пожертвовала жизнью, спрыгнув в воду вместе с японским генералом. Рассказ завершается стихотворением, в котором есть такие строчки: «Вот камень, и вот женщина на камне. Если бы не это камень, женщина не нашла бы места, чтобы достойно завершить свою жизнь. Если бы не эта женщина, камень не назвали бы «праведным». Камень на реке Намган, пусть имя твое станет известно всему миру!».
к оглавлению ↑~ Государственный музей Чинджу
Давайте теперь покинем Чхоксонну и пройдемся вдоль крепостной стены. После пятиминутной прогулки по вымощенной камнем дорожке мы попадем не куда-нибудь, а в Государственный музей Чинджу, известный также как Музей Имчжинской войны. Имчжинская война – это та самая корейско-японская война, вспыхнувшая в 1592 году. Музей открылся в 1984 году, когда территория крепости Чинджу сон была преобразована в парк отдыха. В музее можно увидеть сотни экспонатов, посвященных той войне.
«Государственный музей Чинджу является первым музеем в стране, посвященным исключительно событиям Имчжинской войны. Он находится рядом с крепостью Чинчжусон, которая имеет официальный статус исторического памятника. Наш музей посвящен духу патриотизма, истории патриотического движения в нашей местности».
Здание музея построено по проекту известного в стране архитектора Ким Су Гына. Идея проекта состояла в том, чтобы здание гармонировало с природным окружением. Поэтому оно невысокое, двухэтажное и по своей форме напоминает традиционную корейскую деревянную постройку. В музее два выставочных зала: один для постоянной коллекции, другой – для специальных выставок. В постоянной экспозиции есть как материалы. Которые рассказывают о самой войне, так и экспонаты, иллюстрирующие жизнь в государстве Чосон до и после японского вторжения.
«Главная и единственная задача Государственного музея Чинджу – рассказывать о японском вторжении в XVI веке. Мы работаем над тем, чтобы дать возможность нашим посетителям оглянуться в прошлое и понять, как вписывается нападение японцев на Корею в общий ход мировой истории».
Не только музей, но и каждый уголок в крепости Чинчжусон полон напоминаниями о давней войне. Вот башня, из которой командиры отдавали приказы защитникам крепости, вот памятники в честь погибших в бою – всё это напоминает о днях минувших и о том, насколько кровопролитным были сражения за крепость. Разумеется, все эти памятники очень важны для патриотического воспитания молодежи. Они важны так же и для понимания того, насколько опасна и жестока война и как важно стремиться жить в мире. Вспомним еще раз слова чиновника Ха Рюна, написанные о Чинджу еще до той войны: «В этих краях люди всегда были счастливы». Хочется, чтобы так было и в будущем, чтобы тишину и спокойствие рек и полей в Чинджу ничто больше не нарушало.
Напомним, что мы побывали в окрестностях города Чинджу в провинции Кёнсан-Намдо. Всего вам доброго, до встречи на следующей неделе.